Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Тип статьи:
Авторская
Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников

 

ВВЕДЕНИЕ

Влияние природы на развитие ребенка очень огромно. Знакомство с постоянно изменяющимися явлениями природы начинается первых лет ребенка. Явления и объекты окружающего мира привлекают детей красотой, яркостью красок и его разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой жизненный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает окружающий мир, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. И чтобы помочь им, удовлетворить их любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы педагоги создаем все необходимые условия для поисково-исследовательской деятельности ребят. Ознакомление с ростом и развитием овощных и культурных растений можно организовать и в зимнее - весенний период, выращивая растения в помещении группы различные культуры из семян, зерен и луковиц, используя для этого огород на окне.

Изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за ними. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое и интересное.

Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Организация исследовательских проектов в процессе дошкольного обучения ориентирована на приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование обобщенных представлений о явлениях окружающей жизни, приобретение умения устанавливать причинно-следственные связи.

Тема разработанного проекта «Огород на подоконнике» выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, их строении, факторов, влияющих на их рост и развитие, изучение особенностей ухода за растениями, взаимосвязи всего живого на планете.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира.Основная задача педагога – направить эту активность в нужное русло. В реализации этой задачи как нельзя лучше педагогу помогают проекты исследовательского характера. В связи с чем, считаем создание данного методического пособия актуальным для реализации задач, поставленных Типовой образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы».

Проект  является долгосрочным.

Цельразвитие познавательных интересов дошкольников среднего дошкольного возраста с последующим формированием у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Задачи:

Образовательные:

1.Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях, их семенах.

2.Продолжить знако­мить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидор, перец, лук, цветы, фасоль);

3.Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

4.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

5.Изучить строение растений, последовательность прорастания частей растения из семян.

6.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений(своевременный полив, взрыхление, удаление сорняков).

7.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

8.Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

9.Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

Предполагаемый результат:

1.Расширение знаний дошкольников о культурных и дикорастущих растениях.

2.Изучение опытным путем условий, необходимых для роста растений, влияние изменения этих условий на рост и развитие растения.

3.Выявление с помощью исследовательской работы многообразия и разнообразия посевного материала.

4.Формирование у дошкольников бережного отношения к растительному миру,уважительного отношения к труду.

5.Создание в группе огорода на подоконнике (с последующей высадкой саженцев в открытый грунт).

6.Стимулировать родителей к активному участию в учебно- воспитательном процессе, повышение родительской компетентности.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, изучение передового опыта в организации проектной деятельности в дошкольном учреждении, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации деятельности дошкольников, сбор семенного материала, подготовка наглядных пособий, дидактических игр– сентябрь.

2.Основной этап реализации проекта: проведение запланированных мероприятий (беседы с родителями и дошкольниками, опыты, эксперименты, наблюдение, рассматривание иллюстраций, дидактические игры) – октябрь-апрель.

3.Заключительный: подведение итогов в виде творческих работ, оформление огорода на подоконнике, презентация, высадка саженцев в открытый грунт – май.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

    • Этапы реализации проекта.
  • пп
  • Мероприятия
  • Цели
  • Формы работы
  • Сроки
  • реализации
  • 1 этап – подготовительный.
  • 1
  • Беседа с родителями «Воспитываем маленьких исследователей».
  • Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
  • Родительское собрание
  • сентябрь
  • 2
«Игры и наблюдения, поощряющие исследование и экспериментирование».
  • Повышение родительской компетентности
Консультация
  • сентябрь
  • 3
  • Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
  • Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике».
  • Изучение методической литературы
  • сентябрь
  • 2 этап – основной.
  • 4
  • Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
  • Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
  • Работа по картинкам
  • октябрь
  • 5
  • «Что за семечко я вижу?»
С помощью лупы (микроскопа) исследовать семена некоторых дикорастущих и культурных растений, изучить их свойства, закрепить умение выделять существенные признаки, развивать связную речь.
  • Рассматривание под микроскопом, исследование свойств (Д\и «Какой на ощупь?»)
  • октябрь
  • 6
  • «Культурные и дикорастущие».
  • Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных(по взаимоотношениям с человеком).
  • Дидактическая игра
  • ноябрь
  • 7
  • «Как вы зернышки растете?»
  • Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, семян.
  • Наблюдение, опыт
  • декабрь
  • 8
  • Труд в уголке природы.
  • Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)
  • Обсуждение
  • декабрь
  • 9
  • «Почему лучок растет?»
  • Определить необходимые условия для роста лука (почва, свет, вода, тепло), определить благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на рост растений, исследование свойств воздуха, воды, грунта.
  • Опыты, наблюдение
  • январь
  • 10
  • Практическая деятельность – высаживание рассады (лук, перец, помидор).
  • Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры, учить высаживать проросшие семена, воспитывать бережное отношение к природе.
  • Посадка ростков лука, фасоли, перца в грунт
  • февраль
  • 11
  • «Растут ли наши растения?»
  • Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями, учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
  • Наблюдение
  • март
  • 12
  • «Собери картинку».
  • Формироватьзнания о частях растения.
  • Дидактическая игра
  • апрель
  • 13
  • Оформление дневника наблюдений.
  • Зафиксировать наблюдение за растениями.
  • Рисование
  • апрель
  • 14
  • «Растите, растите, плоды нам скорей принесите».
  • Подготовить клумбы к высадке рассады перца, фасоли, лука, помидор, формировать интерес к результату своего труда.
  • Труд в природе.
  • май
  • 15
  • «Огород на подоконнике переносится на участок детского сада».
  • Формировать бережное отношение к росткам, учить ухаживать за растениями, ценить результаты своего труда.
  • Труд в природе.
  • май
  • 3 этап – заключительный.
  • 16
  • Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
  • Проанализировать полученные результаты, обобщить и подытожить полученные данные
  • Создание методического пособия
  • май

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Конспекты занятий

Конспект занятия по экспериментальной деятельности

Тема:«Что за семечко я вижу?»

Цель: Активизировать познавательные процессы и связную речь детей.

Задачи: Учить грамматически правильно строить свои ответы (по плану воспитателя). Закреплять умение выделять существенные отличительные признаки семян разных растений. Развивать мелкую моторику рук. Развивать начала социальной компетентности (уметь внимательно слушать собеседника, не перебивать, дружно работать в парах).

Материал: семена разных растений, пинцеты, лупы, микроскоп, ячейки для семян, картинки «Семена культурных растений».

Предварительная работа: чтение главы «Плоды и семена» (Энциклопедия дошкольника. Малофеева Н.Н. М.: Росмэн, 2007); совместное придумывание плана для описания различных признаков внешнего вида семян (размер, цвет, форма…); д/и «Нарисуй картину семенами».

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей в организованную им лабораторию.

- Сегодня мы, как настоящие ученые, будем с вами сравнивать и исследовать семена разных растений. Что нам для этого понадобится? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям занять места в лаборатории и проверить все ли необходимые предметы есть на столах. Отмечает, что появился новый предмет: микроскоп. Объясняет его предназначение.

- Каких только семян нет на нашей планете?! Хотелось бы мне узнать, хорошо ли вы разбираетесь в семенах?

- Сегодня нам будет помогать волшебный экран. Рассказывать о семенах вы будете по плану.Чьи семена?Какого они размера?Какого они цвета?Какую имеют форму?Какие семена на ощупь?Что еще знаете об этих семенах,

Выслушиваются рассказы детей по картинкам:

(1-я картинка) Эти желтые ребятки сидели дружно все в початке.

Ответят даже карапузы: Чьи семена здесь? (кукурузы)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена кукурузы, рассмотреть через лупу, описать семена кукурузы по плану, с помощью пинцета (можно помогать руками, если не получается) положить 5 семян в ячейку (дети работают в парах, помогая друг другу).

(2-я картинка) Эти семечки вкусны

Догадайтесь, чьи они? (тыквы)

Проводится аналогичная работа. Затем детям предлагается поработать в парах: один ребенок закрывает глаза, а другой кладет ему в руку семечко кукурузы или тыквы (нужно на ощупь отгадать какое семя в руке). Дети меняются ролями.

(3-я картинка) Словно важные синьоры,

Полны семянок ….(помидоры)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена помидор, рассмотреть через микроскоп, описать семена по плану, с помощью пинцета в пустую ячейку положить 5 семян помидора.

Предложить сравнить ячейки с семенами помидора и кукурузы. Каких семян кажется больше? Почему? Делается вывод (семена кукурузы крупнее семян помидора).

(4-я картинка) Из таких семян отборных

Летом вырастет … (подсолнух)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена подсолнуха, рассмотреть через лупу, узнать, что внутри у семени, с помощью пинцета положить 5 семян в пустую ячейку.

Проводится игровой этюд «Как росли подсолнушки»

Ветер семена кружил, да на землю опустил.

Дождик семечко мочил, кап, кап, кап, кап.

Пригревало солнышко, прорастало зернышко.

(5-я картинка) Желтенькие, длинненькие

Чьи семянки?... (дынькины)

(6-я картинка) Эти-то семянки тоже ведь на дынькины похожи.

Но из светлых «молодцов» взрастим мы грядку… (огурцов)

Выбирают семена дыни и огурца, сравнивают, описывают любые по желанию, кладут по 5 семян в разные ячейки.

(7-я картинка) Очень сахарный на вкус

Вырос из семян… (арбуз)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена арбуза, рассмотреть через лупу, описать, положить 5 семян в ячейку.

Затем воспитатель предлагает детям игру «Шумелки» (нужно с закрытыми глазами отгадать, какие семена шумят)

Проводится д/и «Доскажи словечко»

      • Семена кукурузы гладкие, а семена помидора… (шершавые)
      • Семена дыни – желтые, а семена огурца - … (белые)
      • Семена помидора шуршат, а семена кукурузы … (стучат)
      • Семена арбуза тоньше, а семена кукурузы … (толще)
      • У тыквы семена светлые, а у подсолнуха … (темные)

Воспитатель предлагает детям посмотреть на ячейки с семенами и ответить на вопрос. Какие из представленных здесь семян самые крупные, а какие самые мелкие? Как можно об этом догадаться? (крупные семена занимают больше места в ячейке, а мелкие – меньше)

Физ. минутка

Возьмем, семечко одно,
Положим в ямку мы на дно!
Ты не бойся, дорогое,
Ничего, что там темно.
(Дети опускаются на корточки)
К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей пошли.
Вот весною, в ранний час,
Семечко взошло у нас.
(Дети медленно встают – «вырастают»)
Из земли росток явился:(Дети потягиваются)
- Здравствуй, солнце, я - родился!(Дети поднимают руки над головой, машут кистями рук)
Мал еще росток-ребенок,
Только вышел из пеленок!
(Дети опускают руки вниз)
(Дети наклоняют головы в разные стороны)
      В заключение воспитатель задает вопросы о том, что нового узнали и что на занятии понравилось.

 

Конспект занятия по высаживанию проросших семян.

Тема: «Огород на подоконнике».

Цель: Формировать представление о выращивании огородных культур.

Задачи: Учить высаживать проросшие семена. Закреплять умение работать сообща. Формировать трудовые умения и навыки.Развивать интерес к развитию и росту растений, мелкую моторику рук. Обогащать словарный запас детей новыми словами (существительные – семена, семя, почва, лунка; глаголы – сеять, прорастать). Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: проросшиесемена разных растений, пинцеты, клеенка, ящик для рассады, грунт, дренаж, лейка с водой, палочка с отметкой, фартук, карточки с элементами посадки растений и факторами благоприятными для их роста.

Предварительная работа: Беседы с детьми о посевных растениях, рассматривание семян овощей, чтение сказки «Вершки и корешки». Разучивание стихотворений, разгадывание загадок об овощах, изучение пословиц и поговорок о труде.

Ход занятия

Оргмомент: сюрпризный момент – дед из сказки «Репка». Дед загадывает детям загадки об овощах.

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Если я … (капуста)

Как на нашей грядке,

Выросли загадки,

Сочные, да крупные,

Вот такие круглые,

Летом зеленеют,

К осени краснеют (помидор)

Без окон и дверей,

Полна горница дверей (огурец

Воспитатель сообщает тему и план занятия, предлагает вспомнить факторы, благоприятствующие росту растений.

Дидактическая игра «Что нужно для роста растений?» (выкладывание карточек)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, семена, каких овощей мы будем с вами сеять? (ответ детей).

- Давайте вспомним, как правильно сажать овощи? (ответ детей).

Дидактическая игра «Посадка семян» (карточки).

Воспитатель: Ребята давайте пройдем в лабораторию, и рассмотрим с детьми, что нужно для высадки семян (помидор). (Рассматривание с детьми дренажа, земли, песка).

Вопросы: Какой дренаж на ощупь? Какого он цвета? Какой формы? Какой песок на ощупь? Сухой или мокрый? Какого цвета? На что похожий? Какого цвета земля? Какая на ощупь? Сухая или мокрая? (дети обследуют материал для посадки рассады).

Воспитатель: Как вы думаете, мы сможем сейчас это сделать, посеять проросшие семена? Что нам для этого нужно? (ответ детей).

Воспитатель:А давайте мы с вами создадим правило: при посеве семян надо очень быть внимательным и аккуратным, чтобы нечаянно не толкнуть друг друга и не просыпать землю. Брать семя по одному пинцетом, и перед тем как ее положить в лунку, сказать ей волшебные слова: «Стань живым, и расти, а я буду поливать, и ухаживать за тобою». Давайте повторим эти слова.

Воспитатель дает инструкцию по высаживанию семян, дети последовательно выполняют.

1.Нужно подготовить рабочее место, надеть фартук.

2.Сначала надо насыпать дренаж, песок, землю в ящик (земля должна быть слегка влажная).

3.Палочкой сделать лунку, чтобы посадить в нее семя, на глубину отметки вперед – назад, влево – вправо.

4.Взять одно семя пинцетом, положить его в лунку, большим и указательным пальцами прикрыть его землей, слегка вдавливая.

5.Полить. Вытереть руки салфеткой.

Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики (пальчиковая гимнастика «Здравствуй солнце золотое»).

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерочек,

Здравствуй маленький дубочек,

Всех я вас люблю и приветствую!

(Высадка семян помидор детьми с помощью воспитателя в ящик для рассады).

Подводя итоги занятия, воспитатель задает ребятам вопросы о проделанной работе, растениях, которые посеяли, правилах посева.

В разработке проекта использовалась литература:

1.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: ВАКО, 2005.

2.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005.

3.Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5 – 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия, Ко АКАДЕМИЯ ХОЛДИНГ, 2000.

4.Хочу все знать. Растительный мир. Электронное издание энциклопедии с Triada, 2005.

 

Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников 0 Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников 1 Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников 2 Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников 3 Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников 4 Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников 5 Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников 6 Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников 7

Окна для вас и родителей ваших воспитанников

Яндекс.Метрика