Общее недоразвитие речи

Тип статьи:
Авторская
Общее недоразвитие речи

Особенности психического и личностного развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

У дошкольников с общим недоразвитием речи можно выделить следующие характерные проблемы:

 1. При ограниченности речевого опыта и несовершенстве речевых средств у детей с ОНР недостаточно удовлетворяется потребность в речевом общении. Разговорная речь бедная, тесно связанная с той ситуацией, в которой ребенок в данный момент находиться. Связная и монологическая речь развивается трудно.

2. Существует значительное отставание в развитии психических процессов: неустойчивость и быстрая истощаемость внимания, сниженный объем слуховой и зрительной памяти, несформированность словесно-логического мышления, сложности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением, недостаточное развитие базового слухового восприятия, и как следствие нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия, бедность и нестойкость зрительных представлений, отсутствие прочной связи слова со зрительным образом.

3. Детям с ОНР свойственны трудности при ориентировке в пространстве, дифференциации понятий «право», «лево», а также сложности при ориентировке в собственном теле. Последнее хорошо заметно при выполнении двигательных упражнений и во время изобразительной деятельности.  В процессе рисования образа человека такие дети склоняются к схематическому рисунку, не изображают некоторые части тела, редко прорисовывают детали.

4. Отставание в развитии двигательной сферы, плохая координация движений, снижение скорости и ловкости выполнения,при этом наибольшие трудности появляются при выполнении детьми движений по словесной инструкции (без показа).

5. Состороны личностного развития у детей с ОНР возникают проблемы в социальной адаптации и взаимодействию с социальной средой. Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими и на формировании его самооценки.

6. Если говорить о характере взаимоотношений ребенка с окружающими, то из-за несформированности средств общения нарушается развитие и коммуникативных функций. Дети часто бывают не заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения, договариваться, проявляют негативизм и отторжение, обладают скудной палитрой эмоций.

7. Что касается самооценки, то у детей с ОНР она обычно занижена, что находит свое отражение в проявлении тревожности и агрессивности разной степени выраженности.

В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания ребенком речевого дефекта детей с ОНР можно разделить на три группы:

1. Дети, которые не демонстрируют переживания речевого дефекта и не проявляют трудностей при осуществлении контакта с окружающими (как взрослыми , так и сверстниками), широко используя при этом невербальные средства общения.

2. Дети, демонстрирующие умеренное переживание речевого дефекта и имеющие определенные трудности при установлении контакта с окружающими.Они обычно не стремятся к общению, на вопросы стараются отвечать односложно, избегают ситуаций, требующих использования речи. В игре прибегают к невербальным средствам общения.

3. Дети, остро переживающие речевой дефект.  Им свойственен речевой негативизм, что выражается в отказе от общения, замкнутости, агрессивности, заниженной самооценке. Такие дети, как правило, избегают общения со взрослыми и сверстниками, сторонятся коллективных игр, на занятиях в речевой контакт вступают только после длительной стимуляции.

Эффективность усвоения детьми речевых навыков определяется возможностью их переноса в повседневную жизнь, а потому должна осуществляться в тесной взаимосвязи психолога с логопедом, воспитателями и родителями ребенка.

В этой связи основная задача родителейпомочь ребенку преодолеть трудности связанные с недоразвитием речи!

Рекомендации родителям ребенка с ОНР:

1. Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи.

2. Каждый выходной все члены семьи выполняют домашнее задание в тетрадях по заданию учителя- логопеда. Это очень ответственный и обязательный момент в жизни дошкольника - приходить в садик с выполненным домашним заданием.

3. Родители должны участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль.

4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.

5. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям совсем не сложно. Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку. Только мама обладает уникальной природной интуицией. Даже не овладев специальными методиками, мама, несомненно, может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.

         С уважением,                                                                                   педагог-психолог МДОУ №129

                                                                                                                    Якименко Ю.С.

Общее недоразвитие речи 0
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Окна для вас и родителей ваших воспитанников

Яндекс.Метрика